You are viewing [info]andrey_perla's journal

Ubi nihil vales ibi nihil veles. Журнал Андрея Перла - Память [entries|archive|friends|userinfo]
Андрей Перла

[ website | Моя страница в "Самиздате" библиотеки Мошкова ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Память [Apr. 14th, 2008|11:02 am]
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
С утра я готовил яичницу. Порезал и поджарил бекон, перемешал белки с желтками, залил в сковородку и сунулся в холодильник за сыром. Там как раз кусок "российского" сыра подсох - именно так, как нужно, чтобы потереть и насыпать на горячую яичницу болтунью... И, пока я искал в полном продуктов холодильнике этот кусочек сыра, одолели меня воспоминания.
И вспомнил я, каким редким продуктом был сыр в Самаре двадцать лет назад. Да почему именно 20 лет назад? Все мое детство, вплоть до выпуска из школы и первый курс университета впридачу. Мама иногда ездила в Москву - в командировки и в гости к родственникам. На поезде, пару раз в год. И привозила оттуда продукты. По 8-10 "мест", т.е. коробок и сумок продуктов. Чтобы их есть, а вы что подумали, мои молодые читатели? На продажу? Никогда.
В том числе привозила и сыр, который в Куйбышеве купить было негде. Не какой-нибудь особенный сыр, а сыр как таковой. Это началось еще до "талонов" - Куйбышев, с точки зрения снабжения, был очень плохим местом. Когда начались талоны - ну, эти очереди, это состояние когда "доставать" нужно уже любую еду, когда на полках магазина стоят "хмели-сунели" и березовый сок, больше ничего - это все помнят, только не все хотят помнить.
Когда я спрашиваю себя, почему я так ненавижу совок, социализм и все, что с этими понятиями связано, когда я спрашиваю себя, в чем причина моей личной, не на книжках воспитанной, не на выводах основанной, а личной ненависти, я вспоминаю, что сыр - это был продукт, который мама привозила из Москвы. И еще среднюю школу вспоминаю, но это уже совсем другая история.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]lchilikova
2008-04-14 06:41 am (UTC)

(Link)

Моя мама привозила колбасу, апельсины, конфет видов семь, щербет. Это то, что я запомнила. Мне сапоги как-то привезла очень модные в то время - на "манной каше". А однажды я поехала с фарцовщиками, ходила за ними (они брали на продажу, а я себе). Это отдельная история, как они очереди покупали и сколько мешков вещей везли оттуда в Ульяновск на продажу. А вставали в 5 часов утра, чтобы к магазину приехать в 6. И в 6 часов в темноте (это было зимой) у магазина уже стояла огромная толпа народу и ждала, когда откроют магазин. Москвичи нас, конечно, всех ненавидели. А теперь действительно все есть. Вот только моя мама сыр все равно не может покупать столько, сколько ей хочется, пенсия маленькая.
[User Picture]From: [info]steissd
2008-04-14 06:44 am (UTC)

(Link)

Мне рассказывали, что вообще снабжение Поволжья (в широком смысле — от Калинина в верховьях до Астрахани в дельте) было одним из худших в стране. За что в столице так невзлюбили Волгу и живущих вдоль неё и выделили им такие скромные лимиты, не знаю, но Вы лишь подтвердили то, что я и раньше слышал.
[User Picture]From: [info]runixonline
2008-04-14 07:05 am (UTC)

(Link)

В Самаре была немного другая причина - лимиты были нормальные для РСФСР (хотя и не московские).
Но бОльшая часть шла на продажу "на территории предприятий" ( естественно. под этим соусом еще и налево) - вот обычным магазинам ( почти ничего не попадало.
А в каком нибудь шепетовке заводов нЭма - вот в магазины попадало больше.

ПС Впрочем ужасть Перлы не понимаю - в Коопторге на рынке все имелось.. Видимо вера ( или жаба) мешала платить дороже.. хотя это как раз по либерально-рыночному. :)
[User Picture]From: [info]steissd
2008-04-14 07:23 am (UTC)

(Link)

Или доходы не позволяли.
А Шепетовка — это уже УССР, там снабжение было получше, чем в России.
[User Picture]From: [info]runixonline
2008-04-14 07:32 am (UTC)

(Link)

А с доходами - какие претензии к "совку" ?
Все как и сейчас, по либерально-рыночному - есть деньги - есть сыр. Нет денег - перловкой обойдетесь
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 07:16 am (UTC)

(Link)

Да, кроме Волгограда, где бывали иностранные туристы.
[User Picture]From: [info]lana2112
2008-04-14 07:56 am (UTC)

(Link)

а еще был город Дмитровград с отличным от самарского продовольственным снабжением. мне оттуда мама возила сладкие творожные сырки. а однажды мы с папой привезли маме в подарок ковер.
[User Picture]From: [info]arkhip
2008-04-14 09:52 am (UTC)

(Link)

В Волгограде было ровно то же самое. Писал про это неоднократно.
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 12:49 pm (UTC)

(Link)

Да? Я почему-то считал что статус города-героя давал какие-то привиллегии. Охотно верю, впрочем, что не давал...
[User Picture]From: [info]runixonline
2008-04-14 06:58 am (UTC)

(Link)

сыр, который в куйбышеве купить было негде

Доехать до Крытого Рынка или Троицкого базара Вашей маме злые коммунисты мешали?
Или жаба ? ( в ПотребКоопе сыр был дороже ,чем "отсутсвующий по госцене")

ПС Я уж не говорю про любезные Вам "рыночные отношения" - по свободной цене ( причем " переплата " в сравнении с нынешней торговой наценкой была божеская ) ) все всегда было.. ( кроме машин - там да были сложности)
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 07:13 am (UTC)

(Link)

Следующая попытка говоритьв тком тоне приведет к преркащению общения. Сиречь я вас забаню, друг мой.

А на рынке мы покупали мясо. А на сыр, простите, уже не всегда хватало.

[User Picture]From: [info]chva
2008-04-14 07:36 am (UTC)

(Link)

Если отвлечься от реально хамского тона комментария, комментатор-то прав. Сейчас достаточно людей которые не могут купить сыра, которого нет в продаже — и тогда были люди (ваша семья), которые не могли купить сыра. Почему? Сыр-то был, его не было в государственных магазинах по дешёвым ценам. Он был на рынке, но ваша семья не могла себе позволить его покупать. А моя бабушка сегодня не может позволить себе покупать сыр. Я ей покупаю. А моя мама работает заместителем заведующим детским садом, получает 3500 рублей (да, там где она живёт, такие зарплаты) — и квартплата 3200 рублей. Сколько сыра она может позволить себе купить на оставшиеся триста рублей? Почему не переедет в Москву? А почему ваша семья не переехала в Москву тогда? И т.п. Конечно, есть очень много важных отличий между ситуацией тогда и сейчас, но вы действительно излишне односторонни в своих суждениях.
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 07:44 am (UTC)

(Link)

Разумеется, я односторонен. Я ведь вспоминаю о своей жизни, а не о чужой, и специально оговариваюсь, что говорю о своих личных чувствах, а не о выводах, сделанных после анализа, чтения книг и т.п.
А хомячок не прав как раз по сути. Ситуация, когда продуктов нет, когда их нужно "доставать" и т.п. - это сильно не рыночная ситуация. Базар потому и не спасал, что был, по сути, "черным рынком", рынком, действующим в условиях дефицита. К тому же, в реальных условиях советского крупного города, туда еще не очень можно было сходить что-то купить - это же не молочный в соседнем дворе, куда дети могут сходить днем. Съездить после работы туда нельзя, да и каждый выходной не очень-то наездишься...
А нынешняя ситуация, когда пенсии маленькие, конечно, нехороша, кто бы спорил. Она лучше той - и сильно лучше, в том числе и с точки зрения благосостояния большинства, только и всего.
[User Picture]From: [info]reincarnat
2008-04-14 08:02 am (UTC)

В совершенном восторге от Вас

(Link)

То есть при проклятом совке на базар сходить/съездить по выходным было нельзя, а при нынешнем порядке съездить в выходные в Метро или Ашан - вполне нормально (с учетом пробок и очередей - 3-5 часов времени).
[User Picture]From: [info]arkhip
2008-04-14 09:54 am (UTC)

Re: В совершенном восторге от Вас

(Link)

А что, Метро и Ашан - единственные места в Москве, где можно купить продукты?
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]arkhip
2008-04-14 12:09 pm (UTC)

Re: В совершенном восторге от Вас

(Link)

А Вы у реинкарната спросите. Он вот восхваляет рынки в советских городах, т.е. места, где было дороже. Может, и Вам чегно подскажет
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]arkhip
2008-04-14 12:39 pm (UTC)

Re: В совершенном восторге от Вас

(Link)

Ну Вы, надеюсь, понимаете, что Ваша риторика может быть обращена против Вас же? :))
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]arkhip
2008-04-14 12:40 pm (UTC)

Re: В совершенном восторге от Вас

(Link)

Ваш ответ неверен. Попробуйте ещё раз
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]arkhip
2008-04-14 12:50 pm (UTC)

Re: В совершенном восторге от Вас

(Link)

Перечитайте мой вопрос ещё раз. Внимательнее. И отвечайте, по возможности, без идиотничанья.
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]arkhip
2008-04-14 01:00 pm (UTC)

Re: В совершенном восторге от Вас

(Link)

Всё понятно
[User Picture]From: [info]chva
2008-04-14 08:06 am (UTC)

(Link)

По благосостоянию есть большие вопросы. По крайней мере, у меня есть ощущение что пенсионеры живут сильно хуже, а ведь это огромный процент населения. Офицеры тогда тоже получали реально хорошие оклады, например, отец уже капитаном получал более 300 рублей. Ну и т.п. А ведь офицер такой человек которому просто-напросто запрещено подрабатывать на стороне. Ну и очень много других нюансов. Читая ваши заметки я каждый раз вижу того же условного «москвича» из восьмидесятых, возмущающегося колбасными очередями и проч. В том строе, который был в СССР было много мерзостей (и необходимость «доставать» продукты — только одна из них), но вот оказывается что вашу же собственную философию можно приложить к вашим собственным высказываниям. Нет продуктов в магазинах? Крутись, ищи, покупай на рынке. Нет денег? Заработай больше и т.п. По сути это все те же самые советы, которые вы даёте в своём ЖЖ и в своих статьях.
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 12:45 pm (UTC)

(Link)

Никак не вспоминается. как будто ее и не было. Действительно, странно.
[User Picture]From: [info]grazhdanka_n
2008-04-14 08:00 pm (UTC)

никак

(Link)

+1
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 12:59 pm (UTC)

(Link)

В самом деле? Даже не знаю, что Вам посоветовать. Машины времени у меня нет... Разве что попробуйте представить себе мир, в котором ассортимент продуктов много меньше, чем нынешний, практически нет полуфабрикатов, нужно держать дома "стратегические запасы" круп (и периодически перебирать их), сгущенки, сахара, да еще в подвале несколько мешков картошки на зиму, в котором тот же сыр бывает (когда бывает) только одного сорта, в котором, чтобы кормить семью, нужно покупать того же мяса на рынке - несколько килограммов в неделю (потому что нет возможности разнообразить меню рыбой или птицей, практически нет колбас, сосиски - редкая роскошь и т.п.)
(Deleted comment)
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 12:46 pm (UTC)

(Link)

Нет, не хочу я этого сказать. Мясо было одним из основных продуктов. А сыр воспринимался как лакомство, без которого можно обойтись. Как-то так. А где Вы живете, что Вам удобно ездить несколькими семьями в Ашан?
From: [info]ex_ex_gilmo
2008-04-14 12:48 pm (UTC)

(Link)

Районный центр, 200 километров от Москвы.

Сыр и сейчас воспринимается как лакомство, но уже как доступное лакомство. Мясо -- как недоступное лакомство, хотя, конечно, раз в месяц можно и фарша купить. Да, вот ещё важное ограничение: рыба не мясо, птица не мясо, варёная колбаса не мясо, бульонный набор не мясо, они куда доступнее. Под "мясом" я имею в виду именно целый кусок мяса для жарки или тушения.
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 12:52 pm (UTC)

(Link)

Ну, а я, когда пишу о советских временах, имею в виду, скорее, то, что варят, чем то, что жарят. Кстати, по тем временам птица, т.е. курица, тоже была еще тем дефицитом, даже знаменитая синяя.
From: [info]ex_ex_gilmo
2008-04-14 12:55 pm (UTC)

(Link)

Трудно с вами согласиться. Куриц разводили на приусадебных участках, на дачах, покупали у сельских жителей. Курицу было купить гораздо проще, чем принято считать. Единственное, где можно согласиться с вами, это если вместо слова "курица" читать "курица по очень низким государственным ценам".

Но тогда оказывается, что в сегодняшней России ВООБЩЕ ничего нет и ВООБЩЕ ничего нельзя купить по очень низким государственным ценам. Всё продают только по очень высоким базарным.
[User Picture]From: [info]mike67
2008-04-14 07:10 am (UTC)

(Link)

Первые слова мне почему-то неуловимо напомнили: "Первача я взял ноль-восемь, взял халвы, пару рижского и керченскую сельдь...". К нам каждую субботу из Коломны знакомый приезжал за продуктами. Как на работу.
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 07:15 am (UTC)

(Link)

Первача мне нельзя. Люди не поймут, включая и меня самого...)
[User Picture]From: [info]mike67
2008-04-14 10:13 am (UTC)

(Link)

Тогда выпью за Ваше здоровье. Ибо есть даже халва. Килек нет, правда.
[User Picture]From: [info]151151
2008-04-14 07:26 am (UTC)

(Link)

везет вам, практически столичным)
у нас в бугурусланах рынков-то было не густо)))
единственная отрада - вагон-ресторан проходящих столичных поездов, которые за 2 минуты стоянки успевали наторговать больше, чем по ходу движения)
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 07:35 am (UTC)

(Link)

Да. Все познается в сравнении.
[User Picture]From: [info]gor
2008-04-14 08:37 am (UTC)

(Link)

Я в детстве был уверен, что сыр - это колбасный сыр, и очень его любил. Отец привозил из командировок «настоящий» сыр, но я его не признавал. Жили мы в Иркутске. Кстати, обычным делом было ездить за покупками в соседний город, Ангарск. Там снабжение было лучше. Нужна новая обувь? Едем в Ангарск. Мебель? Туда же. Магнитолу «Вега» отец привез, кажется, из Питера. А новый телевизор мы так и не смогли купить при старом режиме, хотя, помню, много ради того старались, искали какие-то ходы-выходы. Так что, ППКС.
[User Picture]From: [info]sart
2008-04-14 08:41 am (UTC)

(Link)

В СССР капиталом были связи (впрочем, сейчас не в меньшей степени). Человек со "знакомствами" без сыра точно не оставался, вне зависимости от региона проживания.

Так что у всех по разному.

Мы как-то всей семьёй три недели на чечевичной каше без масла сидели, при наличии нормальной суммы денег.

А Вы, кстати, тут планированием занимаетесь до 2020 года. Не тоже самое?
[User Picture]From: [info]bananahut
2008-04-14 09:16 am (UTC)

(Link)

мне папа сыр из москвы привозил.
но вы забыли написать в посте этом, что наличие сыра (пусть он стоит уже как в италии, только хуже качеством) - это заслуга путина-медведева, героически победивших чудовищные 90-е ельцина
[User Picture]From: [info]andrey_perla
2008-04-14 09:55 am (UTC)

(Link)

Не думаю, что в Италии едят "российский" сыр. И думаю, что Путин продолжил дело Ельцина.
From: [info]ex_ex_gilmo
2008-04-14 11:35 am (UTC)

(Link)

Мы всегда всё привозим из Москвы. Едем за сотни километров в магазины "ашан" и "метро", покупаем там целую "газель" еды на несколько семей. На месте всё очень дорого, мало кто может позволить себе покупать в местных магазинах не только сыр -- даже варёную колбасу или пельмени. А если скинуться и возить "газелью", получается просто "дорого", а не "ОЧЕНЬ дорого", как в местных магазинах.
[User Picture]From: [info]ros_sea_ru
2008-04-14 11:31 pm (UTC)

(Link)

В том числе привозила и сыр,
который в Куйбышеве купить было негде


Вас мама не учила что врать нехорошо ?
На рынке колхозном - тоже сыра не было ?

Вы кому мозги то пудрите ?